Каким будет образование в 2050 году
Рост технологий неуклонно ведет человечество к изменению привычных понятий. Если еще каких-то 20 лет назад, чтобы получить знания, нужно было посещать учебное заведение, библиотеки, читать корреспонденцию и собирать знания по крупице, то сегодня процесс получения знаний значительно упростился. Современные ученики скорее должны потрудиться найти у себя мотивацию к обучению нежели найти источник информации. А что же ждет образование в будущем?
Как изменится система образования в будущем
Реальность такова, что выражение «вечный студент» уже перестало быть обидным прозвищем. Многие уже познали удобство вебинаров, марафонов, курсов и обучения по скайпу. Поэтому можно предположить, что систему образования в ближайшем будущем ждут революционные изменения.
Учебное пространство
Этому нововведению ряд ли потребуется 30 лет, скорее всего имения произойдут уже совсем скоро. От пассивной модели «лектор-аудитория» мы скоро перейдем к активной. Идея заключается в том, что все знания, которые мы получаем по классической схеме, могут быть более полезными и эффективными, если студент «добудет» их сам. Это касается любой области, будь то доказательство теорем физики или написание натюрморта. Студент должен находиться в комфортной обстановке, где ничего не отвлекает от знаний, где можно свободно перемещаться и работать в своем темпе, а не пытаться уложиться в 45 минут урока.
Знания – двигатель прогресса
Еще пару столетий назад большая часть общества занималась физическим трудом, небольшая часть – умственным трудом, и совсем маленькое количество людей отвечали за инновации, именно эта категория людей делала открытия и покоряла новые горизонты. В эпоху индустриализации все изменилось. Из-за глобальной автоматизации физический труд уже стал не так востребован, поэтому все больше людей стало заниматься умственным трудом. К 2050 году эта схема станет еще более интересной. Потребность в физическом труде отпадет совсем, особенно в развитых странах, где даже заполнение документов будет происходить автоматически. У людей освободится масса свободного времени, что приведет к росту инновация и изобретений. В будущем основу общества составит именно креативный класс. Поэтому новый формат учебного пространства должно полностью удовлетворять потребности творческих и креативных людей.
Оценки не важны
Сегодня все курсы можно охарактеризовать как «сидячие». Сначала школа, потом университет и впоследствии другие курсы. При этом если ученик учится на одни пятерки, это вовсе не означает, что он все усвоил. Поэтому система оценивания тоже должна быть усовершенствована. Когда ученики смогут учиться в своем собственном ритме, то эта модель образования будет основываться не на оценках, а на достижениях. Проверяться эти достижения конечно же тоже будут с помощью устных экзаменов, а оценки будут выставляться за то, как ученик на практике применил полученную информацию.
Система оценивания не должна быть столь важна. Основной акцент должен делаться на креатив и создание проектов, а степень креатива нельзя оценить банальной шкалой оценивания. Реальный вес будет иметь портфолио, опыт и способность адаптироваться к ситуациям. Работодателей не будет интересовать сколько студент провел времени на лекциях и какие оценки получил. Гораздо лучше человека охарактеризует его портфолио.
Роль преподавателя
Из обычного лектора преподаватель будущего должен превратиться в наставника и личного тренера, который постоянно поддерживает обратную связь с учеником. В аудиториях будущего вместо одного лектора будет работать несколько учителей, ведь студенты могут получать знания сразу от нескольких наставников одновременно, в которых есть ценные знания и опыт. Не будет никакого пассивного восприятия информации и нудных конспектов. Образование должно происходить в режиме интерактива.
Благодаря такой модели образования расходы на академические услуги значительно снизятся. Студенты смогут получить доступ к любым качественным образовательным ресурсам. В мире наступит глобальная меритократия. Это означает, что все лучшие и важные должности будут занимать исключительно талантливые люди вне зависимости от их происхождения, социального статуса и финансового благосостояния.